Схемы создания грибного бизнеса

Производство грибов в Украине является динамично развивающейся отраслью, которая продолжает развиваться и имеет предпосылки увеличить объем производства в несколько раз. Одним из подтверждений этого являются данные по потреблению грибов в Европе 6-8 кг/год на душу населения и в Украине 1,0-1,2 кг/год на душу населения, при этом следует отметить, что еще 5 лет назад в Украине производилось около 0,2 кг/год на душу населения. При этом сегодня производство грибов разделено по видам грибов: шампиньон двуспоровый – 70-80 % от общего объема и вешенка обыкновенная – 20-30%. Шампиньон производится, в основном, на крупных предприятиях, оборудованных на высоком уровне, в отличие от производств по выращиванию вешенки, которые, как правило, работают на полукустарном уровне. Оптовая цена вешенки в нефасованном виде составляет около 45-65 грн/кг и уже существуют прецеденты реализации фасованной вешенки по цене 120 грн/кг.

В данном предложении рассматривается создание различных бизнес моделей грибного предприятия по производству вешенки обыкновенной на высокотехнологичном уровне с получением продукции высокого качества круглогодично и реализацией продукции под своим товарным знаком. Несомненно, самой устойчивой моделью будет вариант с полным циклом производства на одном предприятии, но этот вариант требует и наибольших капиталовложений. Возможно разделение производственной цепочки на несколько процессов, когда одно предприятие производит субстрат для выращивания грибов, а другое предприятие производит выращивание грибов. В этом случае существенно уменьшается цифра входа в бизнес и сроки окупаемости. Рассмотрим следующие варианты:

Производство по выращиванию вешенки 6 т \месяц с полным циклом производства;

  1. Производство по изготовлению субстрата вешенки для 6(18) т \месяц(30-90 т);
  2. Производство по выращиванию вешенки 6 т \месяц на покупном субстрате;
  3. Производство по выращиванию вешенки 12 т \месяц с полным циклом производства;
  4. Производство по изготовлению субстрата вешенки для 12(36) т вешенки \месяц(60-180 т);
  5. Производство по выращиванию вешенки 12 т \месяц на покупном субстрате;
  6. Производство по выращиванию вешенки 30 т \месяц с полным циклом производства;

Основные показатели таких производств сведены в следующую таблицу:

Показатели Варианты производств
1 2 3 4 5 6 7
1. Требуемая площадь земельного участка, га 1 1 1 1 1 2 2-3
2. Производственная площадь, м2 1200 200 930 2000 300 1600 3000
3. Стоимость сооружения, тыс. долл. 300 40 250 450 60 350 700
4. Стоимость оборудования, тыс. долл.  пусковая (полная) мощность 120 (200) 40 80 (160) 175 (275) 55 117 (217) 460 (526)
5. Себестоимость 1 кг грибов,  долл 1   2 1   2 1
6. Стоимость фасованных грибов, долл 4   4 4   4 4
7. Чистый доход с 1 кг грибов, долл 3   2 3   2 3
8. Себестоимость 1 т субстрата,  долл   75     75    
9. Стоимость 1 т субстрата,  долл   150     150    
10. Чистый доход с 1 т субстрата, долл   75     75    
11. Чистый доход в месяц, долл 18000 2250-6750 12000 36000 4500-13500 24000 90000
12. Окупаемость, мес 28 35-12 34 20 26-9 24 14

Дополнения к таблице:

  1. Самым стабильным является предприятие с полным циклом производства;
  2. Наименьшие вложения необходимы для создания субстратных цехов, но параллельно с их созданием необходимо работать над развитием сети потребителей субстрата;
  3. При создании производств по выращиванию грибов на покупном субстрате необходимо быть уверенным в поставщике субстрата;
  4. Возможны другие компоновки бизнеса;
  5. В бизнес планах не учитывалась налоговая составляющая и различные коррупционные риски, поэтому для поправки на них предлагаю сроки окупаемости предполагать в 1,5 раза больше, чем расчетные;
  6. При необходимости мы можем просчитать бизнес план под ваше предприятие с учетом вашей технологии.

Обращайтесь к нам и мы поможем вам войти в этот бизнес правильно!

Закажите обратный звонок